0 голосов
146 просмотров
Педагогическая ситуация 1. Проанализируйте с точки зрения учета закономерностей, выполнения принципов и применения методов обучения следующие ситуации (по материалам газеты «Комсомольская правда»). Как гуманитарная позиция педагога или ученика могла бы облегчить сложившиеся конфликтные ситуации? История первая Леночка росла дома под бабушкиным и маминым присмотром, была нежной и легкоранимой. В семь лет папа с мамой за ручки привели свое чадо в первый класс. Через неделю стали замечать – Леночка в школу ходит с опаской, а глазки затравленные как у волчонка. Еще дней через пять упоминание об уроках вызывало слезы. Стали разбираться. Лена, не привыкшая к шумному детскому обществу, с первого дня побаивалась и учительницу, и одноклассников, а потому руку не тянула, задания выполняла медленно. Учительница, решившая «растормошить» девочку, стала ее часто вызывать к доске и, когда Леночка начинала нервно теребить в руках мел, сурово ее отчитывала, кричала. Через два месяца родители вынуждены были забрать дочь из школы – нервный срыв. Лена пошла в первый класс снова через год. До третьего класса дошла нормально, но потом сменился учитель, и все началось снова – крики учителя на уроке, ее слезы. По утрам девочка чувствовала резь в животе, ее часто тошнило, как только на нее начинали кричать, она задыхалась. Директор школы потребовал: - Отправьте дочь на психолого-медико-педагогическую комиссию. (ПМПК – то самое место, где ставят диагноз «умственная отсталость» и пишут направления во вспомогательную школу). Мать воспротивилась – девочка ведь развивается нормально, хорошо успевает! Девочку школьные начальники даже отказались перевести в параллельный класс. А в среднюю школу ее не приняли – не было табеля за младшую… История вторая Игорь без труда сдал все тесты в десятый класс элитной гимназии. Еще бы – в своей школе он был лучшим учеником. Но первого сентября в новой гимназии он имел неосторожность продемонстрировать свою эрудицию классной, оказавшейся учительницей истории. Что взбеленило историчку, неизвестно: то ли не понравился ей пришлый знаток-выскочка, то ли в своих профессиональных познаниях она засомневалась. С этого дня уроки истории стала для Игоря каторгой. Учительница изо всех сил доказывала парню, что на самом деле ничего он не знает и всем его прежним отметкам – грош цена. При этом она постоянно издевалась над новеньким перед классом: «Ну и что скажет наш выскочка? Опять начнет пороть чушь? Не выдавай свою дурость за ум!» Сначала Игорь перестал ходить на историю. Потом, когда классная появлялась и на других уроках, «чтобы повоспитывать прогульщика», он стал пропускать все занятия. У мальчика началась депрессия, он всерьез подумывал о самоубийстве. К счастью родители заметили состояние сына, обратились к врачам. Медикам долго пришлось приводить его в чувство. В конце концов он снова стал ходить на занятия, но страх перед историчкой был настолько силен, что даже при появлении ее в дальнем конце коридора у мальчика начиналась нервная реакция – тошнота, рвота. В конце концов, Игорь вернулся в свою прежнюю, непродвинутую школу и блестяще ее закончил. Задание 2 Составьте список признаков и показателей «авторитарной дидактической среды»: применение каких средств, в каком сочетании провоцирует атмосферу нетерпимости к учащимся? Задание 3 Проранжируйте известные вам методы обучения в порядке убывания их потенциала в формировании гуманитарной атмосферы.
назад от в категории Школа/Университет
...